Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [0]
О Владивостоке [5]
Информация о городе Владивосток
Наш опрос
Любимая группа
Всего ответов: 145
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Пятница, 2025-08-01, 6:50 AM

Vladivostok


Приветствую Вас Гость
О владивостоке
RSS
Главная » Статьи » О Владивостоке

Путешествие по Владивостоку3
ЗДРАВСТВУЙ, ВЛАДИВОСТОК !

- Путешествие начинается- От вокзальной плошади по полуострову Шкота- По улице Освобождений- По Океанскому проспекту- По главной магистрали Владивостока- От Луговой площади к полуострову Голдобина- По Луговой улице на Первую речку- От Первой до Второй речки- По пригородам Владивостока

Валерий Михаилович.МарковДальневосточное книжное издательство, 1988 г.

ПО УЛИЦЕ ОСВОБОЖДЕНИЙ

- I -

На север от Вокзальной площади к центру города идет улица 25 Октября. Улица названа в честь окончательного изгнания интервентов и белогвардейцев из Владивостока в октябре 1922 года. До революции эта улица называлась Алеутской в честь шхуны "Алеут", занимавшейся исследованием дальневосточных морей. Начало ей было положено моряками шхуны, прорубившими первую просеку от современного вокзала по направлению к центру. К 1870-м годам улица стала понемногу застраиваться. Уже к началу XX века она стала одной из главных улиц города вместе с нынешней Ленинской.

Мы с вами находимся у здания крайисполкома на углу улиц 25 Октября и 1-й Морской. Оно выстроено в 1902 году на средства французского подданного для гостиницы "Гранд-отель". До революция это была одна из лучших гостиниц города. С 1923 года здесь разместился Дворец труда - главный центр общественно-политической работы среди населения края. Печать тех лет свидетельствует о проводимых в нем собраниях, съездах, встречах. По сообщению "Красного знамени", 5 мая 1925 года во Дворце труда проходил первый слет рабселькоров Дальнего Востока.

Формально Дворец труда принадлежал отраслевым профсоюзам, но фактически это был подлинный массовый клуб. Фасад здания был увенчан макетом земного шара, опутанного цепями рабства. Разрывая цепи, в неимоверном напряжении застыла мускулистая фигура рабочего, выполненная в гипсе. Чуть ниже па уровне второго этажа располагались барельефы с изображениями К. Маркса и В. И. Ленина, образно дополняя символику верхней композиции. Вот так в старую архитектуру как бы вливался новый революционный дух, наполняя ее образы пафосом времени.

В 1938 году здесь начал работу Приморский краевой Совет народных депутатов. В 1970-е годы здание было реконструировано по проекту приморского архитектора Г. Злобина. В общую композицию были включены рядом стоящие постройки. В таком виде оно существует и поныне. С вводом в строй нового Дома Советов на центральной площади в 1983 году в старом здании остались лишь некоторые отделы крайисполкома.

Рядом расположен корпус института Приморгражданпроект. Он бил создан в 1929 году и первоначально назывался проектировочно - консультационным бюро по строительным работам. С этого времени практически ни одна новостройка Владивостока, а также других городов и поселков края, не обходилась без помощи специалистов института. Проектирование жилых домов и общественных зданий, разработка тепло- и водоснабжения и проектные работы по городским магистралям- вот основные направления работы института.

В 1930-х, 40-х и 50-х годах здесь работали архитекторы А. И. Порецков, И. А. Петренко, Л. X. Рабинович, В. А. Оныщук и многие другие, оставившие по себе добрую память. Сейчас в нем трудится творческий коллектив, способный решать сложные градостроительные задачи. Среди специалистов немало выпускников архитектурного факультета Дальневосточного политехнического института.

Следующий комплекс зданий (25 Октября, 13-15) принадлежит орденов Ленина и Октябрьской Революции Дальневосточному морскому пароходству. Это одно из старейших и крупнейших пароходств нашей страны. Датой его рождения принято считать 1880 год, когда во Владивосток впервые прибыл пароход Добровольного флота "Москва". До этого в городе существовали лишь небольшие частные объединения, осуществлявшие пассажирские и морские перевозки.

Когда 25 октября 1922 года войска Народно-революционной армии вступили во Владивосток, из всех судов Добровольного флота в порту остался только портовый буксир "Диомид". Вот с чего начиналось крупнейшее сейчас советское предприятие.

18 июля 1924 года Советское правительство приняло решение о создании акционерного общества Советский торговый флот (Совторгфлот), сыгравшего большую роль, в развитии Владивостока как главной гавани Страны Советов на Тихоокеанском побережье.

В годы Великой Отечественной войны в порт не вернулось 25 судов Дальневосточного пароходства. Их названия и имена членов экипажей отлиты сейчас на бронзовых плитах памятника по Ленинской улице. 3379 работников пароходства были награждены орденами и медалями Родины, а членам экипажа теплохода "Старый большевик" капитану И. И. Афанасьеву, помполиту К. М. Петровскому и матросу Б. И. Аказенку было присвоено звание Героя Советского Союза.

Сейчас пароходство располагает самыми разными судами всех типов: пассажирскими, сухогрузными, ледокольными. В последние годы особенно активизировались пакетные и контейнерные перевозки. Более пятнадцати лет действует контейнерная линия Транссиба, доставляющая грузы из Японии и Гонконга в европейские страны. Если до революции во Владивостоке было около двух десятков приписных судов, то сейчас в составе пароходства их насчитывается почти 300 с общей грузоподъемностью два миллиона тонн.

Здесь, на улице 25 Октября, находится штаб пароходства. В его составе десять портов и четыре судоремонтных завода, а общее число тружеников составляет свыше 60 тысяч человек, из них почти треть - плавсостав. Высокого звания Героя Социалистического Труда были удостоены первые начальники пароходства Д. А. Лухманов, В. Ф. Федотов, Н. Н. Малахов, В. А. Бокиевец, Д. Д. Молдапанов. Капитаны К. С. Баднгин, Д. Г. Трофимов за мужество и героизм, проявленные во время похода "Г. Седова" во льдах Арктики, были удостоены звания Героя Советского Союза.

Располагая ледокольным флотом, Дальневосточное пароходство обеспечивает надежную и круглогодичную связь между всеми портами Северного Ледовитого океана. Весь Северный морской путь в наши дни стал нормально действующей магистралью. В восточной Арктике работают ледоколы "Владивосток", "Адмирал Макаров", "Москва"-

Накануне 70-летия Великого Октября начала работать новая линия "ФЕСК.О - Новая Зеландия экспресс лайн". Ее обслуживают четыре судна Дальневосточного морского пароходства. Основное назначение этой линии - перевозка импортной шерсти из портов Новой Зеландии в СССР. Раньше такие перевозки осуществляли через все моря и океаны суда Балтийского морского пароходства.

Регулярные пассажирские линии пароходства осуществляются также через порт Находка. Здесь действуют линии Находка - Иокогама - Гонконг, Находка - Иокогама. Регулярны рейсы судов пароходства в порты Японии, Канады и Австралии, Бирмы, Кампучии и Социалистической Республики Вьетнам. В течение года суда пароходства посещают в среднем более двухсот портов в сорока странах мира.

Местные пассажирские линии Владивосток - Сахалин - Курилы - Камчатка обслуживают теплоходы "Л. Орлова", "М. Урицкий", "М. Шолохов" и другие.

Дальневосточное морское пароходство имеет свой печатный орган газету "Дальневосточный моряк".

В доме № 13 с 1902 по 1906 год жила известная революционерка Л. А. Вллкенштепн. До приезда во Владивосток ома тринадцать лет сидела в Шлнссельбургской тюрьме за участие в подготовке убийства харьковского генерал-губернатора. Ей грозила смертная казнь, замененная тюрьмой, а в 1896 году "смягченная" ссылкой на Сахалин.

В 1902 году после пятилетней высылки Л. А. Волкенштейн с семьей переезжает во Владивосток. Как фельдшер, она работала в городе на самых опасных участках, особенно во время эпидемий. В годы русско-японской войны она организовала во Владивостоке курсы сестер милосердия и сама преподавала на них. С началом первой русской революции Л. А. Волкенштейн активно включилась в пропагандистскую работу среди солдат, матросов и рабочих Владивостока. 10 января 1906 года она была в первых рядах мирной демонстрации на Вокзальной площади и первой упала на снег... Когда в Петербург было отправлено экстренное донесение об усмирении "бунтовщиков", то имя Л. А. Волкенштейн также значилось в списке убитых первым.

Одно из зданий пароходства (25 Октября, 15), где сейчас работает партийный комитет, до революции принадлежало крупному торговцу Ю. И. Бриннеру. Этот особняк был выстроен в 1912 году и сейчас охраняется государством как памятник архитектуры.

На противоположной стороне улицы также сохранилось несколько зданий дореволюционной постройки. В одном из них (25 Октября, 6) размещалась контора фирмы "Артур Коппель", поставлявшей заказчикам металлические конструкции и скобяные изделия; в другом располагался Русско-Азиатский банк. Сейчас в этом здании (25 Октября, 12) находится Приморская краевая картинная галерея.

Картинная галерея, обладающая уникальным собранием русской, советской и зарубежной живописи, была создана в 1966 году на основе художественного отдела краеведческого музея им. В. К. Арсеньева. Живописные и графические работы, произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства, составляющие основной фонд галереи, поступили во Владивостокский музей еще в начале 1930-х годов из Государственного Русского музея и Государственного Эрмитажа - в Ленинграде; Государственной Третьяковской галереи и музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина - в Москве.

Художники в основном представлены одним, реже двумя произведениями. Но зато какие это имена! Здесь зыбкий, неуловимый Ф. Рокотов и классически ясный Д. Левицкий; темпераментный О. Кипренский и мятущийся К. Брюллов. Здесь вы увидите блестящие портреты И. Репина и его ученика В. Серова, небольшие пейзажи И. Шишкина и И. Левитана. Здесь же находится один из лучших портретов К. Сомова и небольшая гуашь М. Шагала.

Советская живопись представлена именами М. Сарьяна, П. Кузнецова, Ю. Непринцева, П. Оссовского и многих других авторов. Значительную часть коллекции занимают работы местных художников, как дореволюционных, так и современных. Весьма интересно собрание древнерусских икон XVI-XVIII веков, а также западноевропейских мастеров - от эпохи Возрождения до начала XX века.

Есть в галерее образцы фарфора, лаковой живописи и финифти. Интересна подборка скульптурных работ.

Сейчас в фондах краевой картинной галереи свыше четырех тысяч единиц хранения. Фонды постоянно пополняются. Научные сотрудники, помимо исследовательской работы, проводят тематические и обзорные экскурсии, читают лекции по истории изобразительного искусства.

Рядом со зданием галереи находится Дом художника с выставочным залом. Новое здание Приморская организация Союза художников РСФСР получила в 1959 году. Автор его проекта архитектор В. А. Оныщук.

Организация художников Приморья отметила в 1988 году свое пятидесятилетие. Сейчас в ее рядах 77 членов Союза художников СССР, 30 членов молодежного объединения и творческий актив. Это самая крупная художническая организация в дальневосточной зоне. Среди художников есть заслуженные, хорошо известные мастера: старейший художник-живописец Дальнего Востока И. Рыбачук, заслуженные художники РСФСР А. Телешов, удостоенный ордена "Знак Почета", и Ю. Земсков, заслуженный деятель искусств К. Коваль, заслуженные работники культуры РСФСР живописец Ю. Рачев и график В. Чеботарев. Нельзя не назвать заслуженного деятеля искусств, профессора К. Шебеко. Две его картины - одна из них называется "Бухта Золотой Рог" - приобретены Государственной Третьяковской галереей. Широко известен мастер портрета, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор В. Гончаренко. Оба они преподаватели Дальневосточного педагогического института искусств. В творческом коллективе Приморской организации Союза художников работают пять лауреатов премии Приморского комсомола.

Приморские художники - активные участники республиканских, всесоюзных и международных выставок. Произведения, созданные мастерами из Владивостока, экспонировались в Швеции и Японии, Корее и Бельгии, США и Канаде.

В выставочном зале Дома художника проводятся городские, краевые, персональные, зональные и передвижные выставки. В этом же здании размещен Приморский творческо-производственный комбинат, решающий в общекраевом масштабе вопросы по оформлению городов и сел, по созданию наглядной агитации на местах. Среди художников-оформителей известны заслуженные работники культуры РСФСР В. Межевой - кавалер орденов Славы, участник Парада Победы с Москве в 1945 году, С. Зацерковный и кавалер ордена "Знак Почета" Е. Новосельцев.

Слева от Дома художника, на противоположной стороне улицы, нельзя не отметить жилые дома № 17 и 19. Проект этих зданий появился в 1935 году. Автор первого дома - архитектор А. И. Порейков. Во Владивостоке немало прекрасных домов. Дом № 17 был закончен в 1938 году, а два года спустя было закончено строительство второго дома по проекту архитектора А. А. Бигачева.

Оба здания спроектированы так, что составляют единый архитектурный ансамбль. В декоративной обработке фасадов широкое применение нашли классические архитектурные формы: колонны, лепные консоли, высокий парапет со скульптурными группами. Эти скульптуры выполнены красноармейцем-самоучкой Черноскутовым и являются своеобразным символом эпохи, образно отражая союз рабочего класса и трудового крестьянства, единство армии и народа. Членение главных фасадов эркерами, ритмической согласованностью балконов в сочетании со скульптурно-декоративными формами, подчеркивают монументальность и значительность образа, отражая пафос времени.

В нижнем этаже дома № 19 расположен книжный магазин "Дружба", предлагающий покупателям книги, изданные в странах социалистического содружества.

Рядом с магазином вход в помещение Приморской писательской организации, созданной как группа дальневосточного отделения Союза писателей СССР в 1938 году. B его составе работали Ю. Никулин, Д. Нагишкин, В. Кучерявенко. Сейчас писательская организация Приморья невелика.

При организации писателей работает творческая группа молодых авторов.

На месте этих домов до революции располагалась контора датской телеграфной компании.

Наш путь продолжается за перекрестком от главной улицы. Здесь мы попадаем в центральный район Владивостока, где еще сохранились целые кварталы старых дореволюционных зданий. В этом районе улицу 25 Октября пересекают улицы Адмирала Фокина, Колхозная, Дзержинского, Менжинского, Прапорщика Комарова и Уткинская. Параллельно ей идут улицы Уборевича и Пограничная, а также Океанский проспект. По всем этим улицам надо пройти не торопясь, только тогда вы почувствуете живое биение пульса истории.

Этот городской район был спроектирован землемером Любинским в 1868 году. Вот откуда регулярная планировка улиц, несмотря на крутые склоны. Застройка района началась уже в начале 1870-х годов. Через десять лет район был уже достаточно плотно заселен.

Особенный размах приобрело строительство в 1890-е годы, после прокладки железной дороги, а к 1917 году жилые кварталы были всплошную застроены каменными домами.

Облик многих зданий сохранился до наших дней и свидетельствует о том, что простой кирпич мог служить неплохим украшением. Фасады, карнизы, наличники и фронтоны, выложенные из кирпича, пластически обогащают простоту архитектурных форм. Прямоугольник кирпича, то выдвинутый вперед, то утопленный в тело стены, то поставленный на ребро, становится поистине многогранным, образуя ромбы, зубцы, уступы, разбивая монотонность гладких стен.

Правда, "стиль" здания выдерживался только на лицевом фасаде по красной линии улицы, а остальные ".чети здания выглядели довольно неприглядно. Объемы домов как бы "растекаются" по участку, образуя внутренние дворы, заполняя хаотическими пристройками внутриквартальное пространство.

За истекшие семьдесят лет Советской власти в этом районе выстроено немало новых зданий. Одни из них органично вошли в старую застройку, другие "вырываются" из нее. Чтобы как-то сохранить обаяние старого города, намечена целая программа реконструкции, разработанная в управлении главного архитектора г. Владивостока. Ее основная цель сохранить историческое ядро города за счет создания здесь делового центра. Квартал между улицами Ленинской и Фокина будет превращен в торговый пассаж под открытым небом. Между Фокина и Колхозной будет создан музейный комплекс с исторической панорамой. Третий комплекс будет связан с бытовым обслуживанием. Реализация этой программы еще только начинается. Специалисты института Приморгражданпроект уже составили подробную карту района, где учтены все наиболее интересные памятники.

Свою первую остановку в этой части города мы сделаем у здания клуба имени Ф.Э. Дзержинского, созданного в 1923 году. В облике этого здания много необычного, связанного с традициями Востока. Оно было построено в 1908 году и предназначалось для театра-кабаре "Лотос" в восточном духе. Здесь работали труппы танцовщиц и актеров, приезжавших из стран Юго-Восточной Азии.

После освобождения Владивостока от интервентов и белогвардейцев в этом здании до 1927 года размещался Дом революционной обороны. Вскоре он был преобразован в клуб им. Ф. Э. Дзержинского, ставший центром культурно-массовой работы.

С перекрестка, где находится клуб Дзержинского, хорошо просматривается улица Адмирала Фокина. До революции она была буквально напичкана торговыми, питейными, развлекательными заведениями. Например, в начале века на углу Фокина и Океанского проспекта (сейчас здесь жилой дом с аптекой № 33) в небольших деревянных строениях размещалась "Фотография Мори", рядом пестрела вывеска "Оптик Ю. Сюн", и здесь же находилась "Макаронная Ноги". В те годы улица была заселена выходцами из Японии и Китая. Правда, и на ней было своеобразное социальное разделение. Торговцы побогаче жили ближе к центру, а самые бедные селились ближе к берегу залива, рядом с "миллионкой".

С вступлением во Владивосток Народно-революционной армии на этой улице расположился штаб под руководством И. П. Уборевича, находившийся здесь до 1923 года (Адмирала Фокина, 25).

Имя адмирала В. А. Фокина эта улица получила в 1964 году. От курсанта до первого заместителя Главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР - таков путь В. А. Фокина. С 1957 года он командовал Тихоокеанским флотом, приложив немало сил для укрепления его мощи. Сейчас на улице его имени современных построек немного. В старинном здании располагается адресный стол и бюро находок, предприятия бытового обслуживания, общественные организации. На этой улице начинаются троллейбусные и автобусные маршруты. Практически по этой улице запрещено движение автотранспорта, а ее отрезок от Спортивной Гавани до 25 Октября стал "торговой улицей" - только для пешеходов.

Пройдя еще один квартал, мы выходим на Колхозную улицу к небольшой одноименной площади. Сейчас эта площадь стала просторней за счет сноса кинотеатра "Родина" и дома грека Каргюполи. Здесь разбит сквер и выстроены оригинальные торговые палатки.

Раньше эта улица называлась Семеновской, в честь первого жителя Владивостока Я. Л. Семенова. Колхозной она названа в 1930-е годы в связи с созданием Дома колхозника в районе нынешней Спортивной Гавани и колхозного рынка на Суйфунской площади. Старых построек на ней значительно меньше, чем новых. Не сохранился домик купца Угрецова, где по приезде во Владивосток в 1890 году жил врач Б. А. Перлин, но словам А. П. Чехова, "похожий на писателя Ибсена". В этом доме, возможно, был сам Антон Павлович, когда посетил Владивосток. Сейчас на месте этого домика стоит здание с магазином "Оптика"

Интересен памятник архитектуры 1950 -х годов - жилой дом № 17. В те годы в советской архитектуре были очевидны тенденции декоративизма, излишней парадности и торжественности архитектурного образа. В первые послевоенные годы подобные тенденции представлялись как наиболее целесообразная форма выражения высоких патриотических чувств, связанных с пафосом победы. Поэтому в архитектуре широко использовались формы Возрождения и русского классицизма.

Дом на Колхозной улице выстроен по проекту архитектора Бутко. Сейчас в этом здании находится музей истории пограничных войск. Выше его, сразу за перекрестком, расположены специализированные магазины "Фарфор" и "Подарки".
далее...

Категория: О Владивостоке | Добавил: 554 (2006-10-12) | Автор: Антон
Просмотров: 674 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Гиренко  
0
Козлы!! Я вас битый час прошу расписание теплоходов из порта Владивосток в порт Ванкувер (Канада). Высвечивается всякая ересь но только не то что просишь. МУДАКИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2025 | Создать бесплатный сайт с uCoz