Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [0]
О Владивостоке [5]
Информация о городе Владивосток
Наш опрос
Любимая группа
Всего ответов: 145
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Пятница, 2025-08-01, 6:49 AM

Vladivostok


Приветствую Вас Гость
О владивостоке
RSS
Главная » Статьи » О Владивостоке

Путешествие по Владивостоку
ЗДРАВСТВУЙ, ВЛАДИВОСТОК !

- Путешествие начинается- От вокзальной плошади по полуострову Шкота- По улице Освобождений- По Океанскому проспекту- По главной магистрали Владивостока- От Луговой площади к полуострову Голдобина- По Луговой улице на Первую речку- От Первой до Второй речки- По пригородам Владивостока

Валерий Михаилович.МарковДальневосточное книжное издательство, 1988 г.

Путешествие по Владивостоку

Судно миновало Скрыплевский маяк, пролив Босфор Восточный и вошло в створ бухты Золотой Рог. Вот он, красавец город, ступенями поднимающийся из воды! Владивосток! За этим именем словно бы видишь первых русских землепроходцев, шагнувших «встречь солнцу» за каменный Урал-пояс, в неизведанные моря и земли. Потребовалось немало героических усилий всего русского народа, чтобы освоить гигантские просторы Сибири и Дальнего Востока. Это был поистине всенародный подвиг. В имени города — живая связь времен, национальная гордость народа русского.

«Самое имя Владивосток, означающее Властитель Востока... свидетельствует о важном политическом назначении, о котором основатели этой пристани в 1860 году мечтали для нее». Эти слова о городе, с которым нам предстоит познакомиться, были сказаны П.А. Кропоткиным в ту самую пору, когда юный Владивосток был едва заметен среди дубрав и сопок, окружавших бухту Золотой Рог.

Первое известие о бухте появилось в одной из петербургских газет в ноябре 1859 года. К этому времени русские мореходы обследовали все дальневосточные берега, в том числе и залива, названного именем Петра Великого.

Если взглянуть на карту, то нетрудно убедиться, что Владивосток является самым крупным южным портом на тихоокеанском побережье нашей страны. Город раскинулся на южной оконечности полуострова Муравьев-Амурский, берег которого, изрезанный бухтами и заливами, напоминает прихотливый кружевной узор. Сейчас весь этот полуостров и цепочка островов архипелага входят в городскую черту. Средняя ширина полуострова не превышает двенадцати километров, а длина чуть более тридцати километров. Но если попытаться пройти все городские районы по береговой кромке, то потребуется преодолеть маршрут длиной свыше ста километров.

Географические координаты Владивостока: 132 градуса восточной долготы; 43 градуса северной широты. Расположенный в широтном направлении южнее города-курорта Сочи, Владивосток в единой широте с городами Алма-Ата, Махачкала, Сухуми — в нашей стране; с городом-курортом Варной в Болгарии; с городами Ницца и Арль — во Франции; Нью-Йорком и Чикаго — в США.

С долготой связан часовой пояс города. Время во Владивостоке на семь часов раньше московского и на десять — гринвичского. Пользуясь услугами Аэрофлота, можно после завтрака во Владивостоке успеть к московскому обеду. Эта же разница во времени дает возможность Владивостокцам читать центральные газеты намного раньше москвичей и ленинградцев.

Владивостокцы часто шутят: «У нас широта крымская, долгота колымская», подчеркивая тем самым необычность приморского климата. Как и по всему побережью Приморского края, климат Владивостока — муссонный. Его особенность определена постоянным противоборством Тихого океана и великого сибирского материка, простирающегося до берегов Северного Ледовитого океана. Зимой в городе преобладает сухая морозная и солнечная погода, так как массы холодного воздуха движутся с материка на море. Снега во Владивостоке очень мало; даже после обильных снегопадов он или сдувается ветром, или во время оттепелей ручейками сбегает с сопок. Несмотря на сильные северные ветры, средняя температура января не превышает 14 градусов по Цельсию.

Весна во Владивостоке достаточно ранняя. Уже в марте на южных склонах сопок появляется первая зеленая травка. Зато лето — влажное и туманное, так как воздушные массы устремляются в обратном направлении с моря, на континент. В конце лета довольно часто на город налетают тропические циклоны — тайфуны. Как правило, эти тайфуны задевают город

Август—сентябрь самое благодатное время года. Дождь во Владивостоке — явление Обычное. Еще первостроители города отметили эту особенность, Е. С. Бурачек в 1861 году зафиксировал во Владивостоке в июне— июле пятьдесят пять дождливых дней.

Для основателей Владивостока, наряду с первыми впечатлениями о географии и климате полуострова Муравьев-Амурский, с 20 июня 1860 года на берегу бухты Золотой Рог все было первым: первая пристань, первый дом, первый рейс. Через год — первые торговые операции с соседними государствами, а летом 1865 года здесь родился первый русский корабль — парусная двухмачтовая шхуна «Эмилия». Примечательно и то, что первый коренной житель Владивостока родился в семье моряка. Это была девочка с символическим именем — Надежда.

Действительно, почти двадцать лет со дня основания Владивосток только жил надеждами на будущее. Все эти годы он оставался маленьким, захудалым портом — глухой и далекой окраиной Российской Империи. Писатель К. М. Станюкович, тогда еще юноша, проживший во Владивостоке около года, писал: «Судьба занесла меня туда, где предполагается главный южный порт Великого океана. Я остался больной во Владивостоке с ничтожными средствами и с огромнейшим желанием сделать все посильное для основания столь важного поста, будущего военного и купеческого порта...»

Уже в те годы современников поражало богатство прибрежных вод, омывающих нынешний город. Есть даже красивая и поэтичная легенда о голубом трепанге, приносящем счастье и обитавшем в прозрачных водах бухты Золотой Рог. Самое первое название этой бухты — Ханшинвэй, что означает залив Золотого трепанга. Так называли нынешнюю бухту Золотой Рог удачливые ловцы, посещавшие иногда эти пустынные берега.

Бухта Золотой Рог через пролив Босфор Восточный, названный так по имени пролива, соединяющего Черное и Мраморное моря, связана с заливом Петра Великого. Его составной частью являются Амурский и Уссурийский заливы, омывающие город с запада и с востока. Все эти бухты и заливы, впервые исследованные и нанесенные на карту русскими моряками, являются частью Японского моря.

В нем, как и на суше, удивительным образом сочетаются представители северных и южных видов рыб, моллюсков, водорослей. Вместе с треской и минтаем в этих водах нередко встречается пятнистая сельдь — обитательница прибрежных вод Китая и Индии. В заливе Петра Великого неоднократно наблюдались косяки анчоуса — рыбы, обитающей у берегов Южной Америки. Из морских диковинок в прибрежных водах Владивостока встречаются луна-рыба, акула-молот, меч-рыба и даже летучая рыба. Иногда в эти воды заплывают тропические морские черепахи, родина которых — южные моря. Довольно частый гость Уссурийского и Амурского заливов кит—малый полосатик, или кит Минке, длина которого не превышает десяти метров. Ежегодно во время появления в прибрежных водах косяков сельди и корюшки, малого полосатика можно встретить в бухтах и заливах вблизи Владивостока.

Рыбаки говорят, что в заливе Петра Великого собраны обитатели подводного мира со всех континентов. Не случайно, что самый первый в стране Государственный морской заповедник создан в заливе Петра Великого, в морских окрестностях Владивостока. Владивосток — практически незамерзающий порт. Бухта Золотой Рог покрывается льдом в декабре — январе, равно как Амурский и Уссурийский заливы. Но уже в начале марта солнце истончает лед. Наличие крупнотоннажного ледокольного флота во Владивостокском порту позволяет осуществлять грузо-пассажирские перевозки круглый год.

Для русских моряков, основавших Владивосток, возможность круглогодичного судоходства была очевидной. Первые гидрографические работы по съемке берега и промерам льда в бухте Золотой Рог состоялись еще в декабре 1860 года. А в марте 1861 года было принято первое иностранное судно «Эмма и Матильда». Для его разгрузки во льду бухты был прорублен канал.

В 1871 году во Владивосток из Николаевска-на-Амуре было переведено Главное управление портов Восточного океана. Ожили берега бухты, отступала вековая тайга; к свежесрубленным причалам тянулись караваны судов. Все чаще и чаще наведывались в гавань иностранные суда. Только за одну навигацию 1871 года в бухте Золотой Рог побывало свыше двадцати судов с иностранной припиской.

К концу семидесятых годов XIX века город раскинулся почти на семь верст по северному побережью бухты; свыше 60 иностранных судов посещало его ежегодно. На всех, кто впервые видел Владивосток с моря, он производил благоприятное впечатление. Но за внешним фасадом виделось и другое. «До последних годов,— писал современник, — это было скопище кабаков, теперь начал устраиваться портовый и административный город. Но по длинным и широким улицам можно ездить только верхом от множества корневищ и неровностей почвы. Домов порядочных нет...» Городовое положение, введенное во Владивостоке в 1875 году, мало что изменило в жизни порта; тем более, что шли упорные слухи о переводе главной тихоокеанской гавани в бухту Ольги.

Этим вопросом занималась специальная правительственная комиссия, проводившая непосредственную работу на местах. Результаты работы комиссии получились не в пользу переноса порта — пальма первенства осталась за Владивостоком. «Тогда город ожил, — писал Н. П. Матвеев, первый историк Владивостока, — пошли постройки, и между ними начали возводиться капитальные здания». В жизни Владивостока начинались новые перемены.

28 апреля 1880 года Владивосток был возведен «в степень города». В заключении сенатской комиссии по этому поводу отмечалось, что Владивосток представляет собой особую административную единицу, с отдельным управлением; подчеркивалось значение города как главного порта на тихоокеанском побережье России.

Не случайно в гербе Владивостока, утвержденном в марте 1883 года, наряду с уссурийским тигром есть изображение двух «накрест положенных» якорей.

1880 год знаменателен для Владивостока и тем, что с него, собственно, и начинается полнокровная жизнь города как торгового порта. 12 апреля 1880 года пароход «Москва» под командованием С. И. Чирикова прибыл во Владивосток из Одессы. Это был первый грузо-пассажирский рейс, положивший начало регулярным рейсам только что созданного Добровольного флота, связавшего европейскую и азиатскую части России.

До этого события в русских водах Тихого океана транспортными перевозками занимались суда частных владельцев Я. Л. Семенова, М. Г. Шевелева, А. В. Филиппеуса, а также Российско-Американской и Амурской торговых компаний. Известную долю перевозок брали на себя транспорты Сибирской военной флотилии. Но решающая роль в становлении и укреплении морских торговых связей Владивостока принадлежит Добровольному флоту.

Вслед за «Москвой» пришли «Владивосток», «Петербург», «Нижний Новгород», «Россия». Уже в названиях этих судов ощутима кровная связь тихоокеанского города со всей страной, и в этом видится главное назначение флота, сыгравшего исключительную роль в развитии русского Дальнего Востока. Речь идет об его участии в переселенческом движении, в заселении Южно-Уссурийского края. За первые десять лет суда Доброфлота перевезли около 17 тысяч переселенцев, пройдя морскими дорогами около 2 миллионов миль. Значительно увеличилось население Владивостока, имевшего в Ш86| году 13 тысяч жителей.

В октябре 1890 года во Владивостоке три дня находился А. П. Чехов, совершивший свою поездку на остров Сахалин. Острый взгляд писателя подметил самые больные язвы общества. Антон Павлович писал: «...Был я во Владивостоке. О Приморской области и вообще о нашем тихоокеанском побережье скажу только одно: вопиющая бедность. Бедность, невежество и ничтожество, могущие довести до отчаяния»,. В то же время А. П. Чехов верил в силы русского человека и верил в то, что когда-нибудь счастливая жизнь осветит эти берега. С именем великого писателя связано судно Добровольного флота «Петербург». На нем он покинул «сахалинский ад» и через Владивосток, пройдя два океана, прибыл в Одессу. После поездки Чехова многие суда Доброфлота везли на Сахалин медикаменты, книги, пожертвования, собранные по инициативе писателя.

С развитием морской торговли и ростом товарооборота, а в особенности с начавшимся во Владивостоке строительством железной дороги, остро назрела необходимость создания коммерческого порта. Ведь Доброфлот не имел во Владивостоке определенного места, за исключением арендованных причальных участков, разбросанных по всему побережью. В 1892 году особая комиссия морского ведомства и министерства путей сообщения дала разрешение о производстве в бухте Золотой Рог изысканий удобного места для постройки коммерческой гавани. На следующий год инженер Белобородое, проводивший изыскания, составил проект нового порта. А с суши прямо на океанский берег тянулись стальные нити будущего Транссиба. Так было положено начало порту.

В довольно короткие сроки причальный фронт порта обзавелся каменной набережной, пакгаузами, складами для грузов, административными зданиями. Железнодорожные пути подходили непосредственно к причалам и складам. Так сложился важнейший транспортный узел «суша — море», питающий теперь жизнь, города-порта.

Много испытаний выпало на долю Владивостока. Вместе со всей Россией переживал город героическую гибель «Варяга», боль и горечь Порт-Артура, Мукдена и Цусимы. Во время русско-японской войны жизнь в городе замерла, практически не работал порт, а грузо-пассажирские суда вошли в состав военно-морского флота и принимали непосредственное участие в боевых действиях. Членами экипажей этих судов были и Владивостокцы.

В годы первой русской революции 1905— 1907 гг. вместе с военными моряками под алый стяг свободы встали грузчики порта, рабочие ремонтных мастерских, экипажи торговых судов. Революционный порыв Петербурга, Москвы, Иваново-Вознесенска разлился до Владивостока. «Кровавое воскресенье» на Вокзальной площади, восстание минеров и матросов Сибирского флотского экипажа, красный флаг революции на миноносце «Скорый» и на Иннокентьевской батарее — эти первые искры революции, незабываемые дни героической борьбы, вновь вспыхнули справедливым пламенем народного гнева в октябре 1917 года.

Недолго существовала во Владивостоке власть Советов. Вместе с внутренней контрреволюцией в городе хозяйничали заморские «гости». Кого только не было в те годы во Владивостоке: американские, английские, японские, канадские, французские, итальянские, греческие, чехословацкие оккупационные войска буквально наводнили город. В бухте Золотой Рог, направив на город жерла орудий, стояли военные корабли интервентов.

Почти пять лет сапоги интервентов и белогвардейцев топтали Владивостокские улицы. Пять лет в условиях жесточайшей классовой борьбы проверялась на закал рабочая гвардия Владивостока. Грузчики торгового порта, рабочие механических мастерских, рабочие-железнодорожники не раз слушали пламенные речи А. Нейбута, К. Суханова, С. Лазо. Велика роль в борьбе за власть Советов большевиков-подпольщиков И. Кушнарева, П. Никифорова, Р. Цейтлина и многих других. Не все они дожили до светлого дня.

«В биографии Владивостока, — писал Б. Хнеупек, — больше драм, чем у средневековых городов. Улицы и парки усеяны памятниками, напоминающими об этих событиях». Памятники — это не только монументы и отдельные здания, не только корабли п мемориальные знаки, это и городские улицы, площади, скверы, носящие ныне славные имена. Это координаты истории, по которым сегодняшний Владивосток сверяет свой нынешний путь.

После освобождения Владивостока от интервентов и белогвардейцев командующий НРА И. П. Уборевич в телеграмме В. И. Ленину сообщал о том, что, проходя по селам п городам Приморья, Народно-революционная армия «нашла тысячи могил рабочих и крестьян, замученных интервенцией и черной русской сотней. Разорение всего населения, разрушение железных дорог, разграбление наших лесов и природных богатств — вот наследие тяжкого ига оккупации».

Таким был и Владивосток в октябре 1922 года. Неимоверные трудности выпали на долю горожан при восстановлении народного хозяйства. Практически заново пришлось создавать ведущие отрасли экономики города— рыбную промышленность и морской транспортный флот. Постепенно стали выдавать продукцию промышленные предприятия, ожило городское хозяйство. В годы первых пятилеток Владивосток стал крупнейшим промышленным центром Дальневосточного региона, превзойдя довоенный уровень развития. Ширилось и крепло стахановское движение, рождались новые предприятия, обновлялся сам город.

Зодчие тех лет задумали создать на берегу Великого океана небывалый город — социалистический Аэроград. Это были мечты наперекор военным тучам, уже сгущавшимся над страной.

Владивосток первым пришел на помощь тем, кто отстаивал неприкосновенность советских границ, первым встретил пограничников — героев хасанских событий. А когда грянули залпы Великой Отечественной войны, город знал, что предстоит делать ради грядущей Победы. Тридцать тысяч жителей не вернулись во Владивосток с военных полей; двадцать пять торговых судов так и не встали больше у причальной стенки родного порта. Их вечным пристанищем стали морские глубины.

Память о них отчеканена в бронзе, выбита в граните и мраморе. Как негасимый свет Победы, трепещет в центре Владивостока Вечный огонь памяти, словно освещая путь для новых поколений.

Эта книга хотя и названа путеводителем, все-таки несколько нетрадиционна. Это своеобразный пригласительный билет, который даст вам возможность не спеша пройти по городским улицам, почувствовать своеобразие и неповторимость архитектурных ансамблей, глубже понять и осмыслить историю. Пройдя вместе с нами всеми городскими маршрутами, вы получите самые разные исторические сведения: от важных, исполненных государственного значения событий, до частных. Именно в таком контрастном соотношении общего и частного наиболее полно и выпукло воспринимается биография города. Это как мозаичное панно, где маленькие кубики смальты, занимающие определенное место, все вместе воссоздают целостную картину.

Во Владивостоке все от моря. Улицы: Морская, Матросская, Флотская, Корабельная набережная; дома, сползающие прямо к воде, пляжи в самом центре города. Отсюда во все уголки мира проложены морские пути. Владивосток — порт, связанный со многими странами прочными мостами дружбы. Немало рейсов было сделано из Владивостока в героический сражающийся Вьетнам Владивостокцы, как и вся страна, знали, что и мирные рейсы обагряются кровью... «Механик Рыбачук», «Боцман Зотов» — эти суда в Социалистической Республике Вьетнам встречают особо трогательно и торжественно. Люди братской страны знают, что в самый трудный час к ним всегда придет помощь. Свыше трехсот моряков Дальневосточного морского пароходства за мужество и героизм, проявленные при оказании помощи героическому народу Вьетнама, награждены орденами и медалями СССР, а сто пятьдесят членов экипажей удостоены правительственных наград СРВ.

Нынешний Владивосток — крупнейший промышленный, научный и культурный центр. Это город студентов и молодежи; завтрашний день города в их руках. Им умножать его славу и возводить новые городские кварталы. Генеральный план развития Владивостока до 2010 года предусматривает строительство новых микрорайонов, новых общественных и культурных центров. Город, вступивший в пору зрелости, город-моряк, труженик, пограничник уже сейчас примеряет ожерелье будущих кварталов, площадей, бульваров, набережных.

Во Владивостоке «матросскому роду нет переводу». Со всех концов нашей необъятной страны едут сюда мечтатели о дальних морских странствиях. Мечты эти реальны: Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. Г. И. Невельского, Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С. О. Макарова, средние морские училища, морские школы и курсы дают основательную подготовку будущим мореходам

На Вокзальной площади Владивостока стоит памятник. В далеком 1930 году встал на стыке земли и воды бронзовый Владимир Ильич Ленин. Его взгляд устремлен в океанские дали, пружинисто вскинута рука — как призыв, как приказ идти заданным курсом. Курс Владивостока — верный! И где бы мы ни были, где бы ни находились, всегда дрогнет наше сердце от теплоты ленинских слов: «Владивосток далеко, но, ведь, это город-то нашенский...» А когда настанет час встречи, мы говорим ему: «Здравствуй, Владивосток!»

Категория: О Владивостоке | Добавил: 554 (2006-10-12) | Автор: Антон
Просмотров: 633 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2025 | Создать бесплатный сайт с uCoz